Главная » Статьи » Статьи |
Что для вас игра в казино: Работа? Следствие непреодолимой зависимости? Психологическая разгрузка? Очень специфическое удовольствие? Мы все, действительно, играем. Братья Стругацкие даже придумали термин homo ludens - человек играющий. И играем мы азартно. В чем природа психологии АЗАРТА? Азарт - явление малоизученное. В основе азарта лежит природный инстинкт самосохранения. Кто выживает? Сильнейший. А как узнать, кто сильнейший? Надо посоревноваться. И общество организовывает и предоставляет человеку возможности эту потребность удовлетворить в виде азартных игр. Интеллектуальные игры (самыми популярными и массовыми среди них стали телевизионные игры), забавы, специальные игры со сложными правилами... Большинство игроков - любители, профессионалов меньше. Среди профессионалов есть особые, те, которые, изучив все правила, владеют приемами обхода правил. Как же определить: азартен человек или нет? Александр Македонский набирал армию из азартных воинов. Каким образом? Каким-либо приемом он вовлекал их в какую-нибудь инициативу и наблюдал: если воин краснел, он его брал, а если бледнел - нет. Покрасневший человек азартен. Азарт не скроешь: расширяются зрачки, волосы встают дыбом, меняется дыхание, "играет" кровь... Азартный человек увлекается легко, а выходит из этого состояния сложно. Если он хотя бы раз испытал возбуждение, его головной мозг начинает вырабатывать, точно так же, как у влюбившегося человека, вещество, подобное наркотическому. И возникает зависимость от собственного организма. Я азартен, потому что получил наркотик. Я получаю наркотик и становлюсь азартным. В какую сферу человек вкладывает свой азарт - там он и добивается успеха. Если в труд - становится трудоголиком, если в творчество - достигает творческих успехов. Как же человеку выходить из состояния азарта? Момент эмоционального выключения достаточно инертный. Надо дождаться, пока эмоции полностью улягутся. Это непросто. Более того, если рядом есть человек, который говорит: "Ну хватит, ну пойдем, ну остановись", - этим поддерживается азартность. И тот, кому это говорят, будет играть дальше и проигрывать больше. А если говорить: "Давай-давай, играй!", - то самым парадоксальным образом игрок вдруг начинает думать. Это аналогично манипулированию в межличностных отношениях: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Азартный игрок живет страстями игры, он живет в другом, чем мы с вами, измерении. Реальная жизнь ему кажется скучной и неинтересной. Это относится и к компьютерным играм: человек не может оторваться от компьютера, потому что в виртуальном пространстве он чувствует себя более уверенно. Есть люди, которые получают наслаждение от проигрыша. По ощущениям это сродни мазохизму: они любят быть жертвами. Они не могут остановиться, проигрыш доставляет им особое наслаждение. И когда начинают выигрывать, игра перестает быть для них интересной. С раннего детства и до глубокой старости человек играет. И когда взрослые, делая замечание ребенку, говорят: "Прекрати играть и займись делом!" - они заблуждаются. В игре человек развивается творчески. В игре человек или выигрывает или проигрывает. Когда мы побеждаем - мы выигрываем. А если проигрываем, то учимся, как выигрывать. У азарта есть противоположность - скука. А потому не жалейте времени на игры. Играйте и живите с азартом. С помощью игры человек расширяет горизонты для проявления собственных нереализованных желаний, способностей, фантазий. С другой стороны, игровое напряжение обязательно предполагает неустойчивость и риск неудачи. Снимая это напряжение, игра временно устраняет стресс и в реальной жизни. Для современного человека антистрессовые возможности игры возрастают практически безгранично. Ведь в компьютерном варианте могут быть воспроизведены все игры, которые изобрело человечество (кстати, большинство из них относится к категории азартных). И их прямо можно использовать как инструмент психологической диагностики и реабилитации. В частности, в США они широко применяются для лечения алкогольной зависимости. | |
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |