Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт латвийских крупье

Понедельник, 20.05.2024
Главная » Статьи » Статьи

С колодой к доске
Обыденное сознание неизменно связывает карты с пороком. Даже если нет официального запрета, азарт и карты считаются грехом. Этой точки зрения придерживаются не только строгие моралисты, например, представители Церкви. Однако, несмотря на расхожее представление, игральные карты сыграли огромную роль в культуре и, в первую очередь, в педагогике. Обратимся к фактам.
Карты использовались в педагогических целях едва ли не с момента своего появления в Европе. С помощью карт преподавали историю и географию, логику и юриспруденцию, латынь, грамматику, астрономию, геральдику, математику и военное искусство. Это классические примеры так называемой вторичной цели использования игральных карт, достаточно хорошо исследованные западными специалистами.

В 1507 г. францисканский монах, бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мурнер выпустил книгу "Chartiludium logicae", состоящую из учебных карт, при помощи которых учёный монах преподавал логику. Мурнер добился такого успеха в дидактике, что его даже обвинили в колдовстве и едва не сожгли на костре. В его защиту выступил Иоганн фон Глогау, который представил университету в Кракове свидетельство в пользу того, что применяемые францисканцем методы безвредны и основаны на хорошо известных в средневековье приёмах мнемотехники - запоминания при помощи картинок или, как их называют современные педагоги, опорных сигналов.

Ещё раньше Мурнер использовал тот же принцип для преподавания кодекса Юстиниана. В 1502 г. он писал Гайлеру фон Кайзерсбергу, что никто так не способствовал изучению кодекса, как он. В другом письме страсбургскому юристу Томасу Вольфу он говорит: "Я признаюсь, что для кайзерской конституции, насколько мне позволили мои слабые силы, я в качестве комментариев выпустил карточную игру и таким образом облегчил заучивание наизусть текста кодекса Юстиниана посредством художественного изображения... В своём намерении привить любовь к чтению я стремился заменить в высшей степени здоровой игрой игру дурную, и я был бы счастлив, если бы мне это удалось, ограничить плохое хорошим".

Вероятно, изобретённая Мурнером методика показалась эффективной европейским учителям, если её охотно применяли для образования монарших особ, например Людовика XIV. Известно, что обучавший юного дофина архиепископ Парижа Гардуин де Перефэ пользовался учебными картами, гравюры для которых изготовил величайший гравёр всех времён и народов Стефано делла Белла. Когда Людовику XIV было 6 лет, у него было 4 колоды: "Короли Франции", "Знаменитые королевства", "География" и "Метаморфозы". Будущий Король-Солнце узнал в раннем детстве, кто такой Карл Великий, какие есть на земле страны и какие сказки написали Апулей и Овидий. И узнал он это, и запомнил благодаря колоде карт.

Если рассматривать педагогическую функцию игральных карт основательно, то нам не обойтись без китайских и японских карт. Например, карты для игры Турфан, датированные XI веком. К этому времени в Китае сложился определённый тип карт, который является предшественником карт XVIII-XIX веков. Изображение на лицевой стороне состоит из двух частей: верхняя часть каждой карты заполнена цитатой из театральной пьесы; на нижней части нарисована сценка, соответствующая цитате. На картах написаны тосты: "учёному гостю два стакана" или "сидящие напротив могут пить за здоровье друг друга" или "тому, у кого родился сын, большой стакан".

Другая колода XVIII в. описана Брайткопфом: "...эта колода имеет четыре масти, а именно: Вен (штатские), Ву (военные), Ко (наука), Юань (академия) по 9 карт. Каждой карте соответствует какой-то титул в пределах данной масти. Таким образом, мы имеем перед собой наиболее важные ранги гражданской иерархии, а именно важнейших чиновников двора сверху донизу".

В КИТАЙСКИХ игральных картах XVII в. Пруннер выделил 3 элемента: литературные цитаты; тосты и пожелания; масти в виде обозначения денежного достоинства (от сотен тысяч и десятков тысяч - к сотням и отдельным монетам). Позднее чиновники и тосты исчезли с игральных карт, и остались только цитаты и обозначения достоинств. Наиболее известные китайские карты - это денежные карты. Достоинство карты определяется величиной монетного шнура.

Древнейшие ЯПОНСКИЕ карты изготавливались из раковин и предназначались для литературных забав образованных людей. На половинках раковин японских карт помещались строки из поэтических произведений. Игра заключалась в правильном комбинировании ракушек (собирании стихотворения). Эта игра явилась предшественницей другой, которая получила название "сто поэтов". Классическое собрание стихотворений ста поэтов VII-XIII вв. представлено на этих картах следующим образом: на одной карте портрет поэта, на другой - строка или строки его стихотворения. Задача игроков - правильно составить пары карт.

Старинные ИНДИЙСКИЕ карты представляют собой настоящий учебник мифологии. Известна только одна древняя колода, создание которой приписывается Великому Моголу Акбару, на фигурных картах которой изображены светские лица. На всех остальных дошедших до нас индийских картах ("Дасаватара", "Рамаяна" и пр.) изображены мифологические персонажи: бог Вишну в 10-ти его воплощениях (аватарах): Рама, Кришна и т. д. Создаётся впечатление, что не существует какого-то определённого стандарта игральных карт (как в Европе) и для каждой игры предназначена своя особая колода. Человек, плохо знакомый с иконографией индийских божеств, демонов и сказочных животных, сталкивается с пёстрой толпой многоруких фигур, павлинов, лошадей, быков и прочих образов индийской мифологии.

Геральдические игральные карты
Их появление в XVII веке связывают с именем Клода Оронса Фине, опубликовавшим под псевдонимом месье де Брианвиля в 1660 г. в Лионе одну из первых известных в наше время колод с гербами: Jeu de Blason. Аббат Менестрие, который несколько лет спустя издал точно такую же колоду, рассказывает о неожиданных неприятностях, постигших Фине на первых порах: несколько принцев серьёзно обиделись на то, что их изобразили в виде валетов и тузов. Карты были изъяты магистратом, а Фине был вынужден заменить изображения. Однако вскоре автора колоды ждал успех, карты переиздавались - с новыми гербами. В Неаполе образовалось общество молодых дворян, называвшееся "Армеристи"; за игрой в карты они изучали гербы многочисленных дворянских родов. Через Неаполь идея пришла в Венецию. В 1682 г. бенедиктинец Дом Казимир Фрескот предложил дожу Венеции и сенату колоду с гербами венецианских дворян. Колода была опубликована. В сопроводительной книжечке было написано: "Добродетель в игре или знаменитые венецианцы из патрицианских семей".

Исторические игральные карты
Темой рисунка игральных карт часто были исторические личности. Изображение героев древности (Александра Македонского, Цезаря, Карла Великого и др.) в виде карточных королей, античных богинь и великих женщин (Афина, Жанна д'Арк, Юдифь и др.) в виде дам, выдающихся храбрецов (Гектор, Деций, Ланселот и др.) в виде валетов - стало традицией едва ли не с момента зарождения производства карт в Европе. Художники придавали карточным персонажам портретное сходство с современными им монархами, их полководцами и дамами сердца (Карл VII, Агнесса Сорель и т. д.). Например, во времена Великой французской революции, монархов на игральных картах сменяли вольнодумцы и тираноборцы: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон. Многие карты, представляющие большую художественную ценность, были выполнены по заказу сильных мира сего знаменитыми художниками и гравёрами. Так что игральные карты сами по себе являются бесценным историческим материалом, который продолжает давать пищу многочисленным исследованиям.

Наряду с этим богатейшим наследством, существуют колоды карт, создатели которых преследовали просветительские цели.

В 1662 г. немецкий издатель Иоганн Гоффманн выпустил в свет книгу "Вновь созданные учебные античные карты по искусству с 36 фигурами, изготовленные Иоганном Преторио". В Баварском национальном музее в Мюнхене хранятся карты, изданные Иоганном Штридбеком в 1685 г., которые могут быть отнесены к серии "Достойные мужи". На этих картах представлены выдающиеся люди Древней Греции и Древнего Рима. На других картах представлены римские императоры, начиная с Цезаря. В 1936 г. в честь коронации английского короля Эдуарда VIII Тихамером Чемицки была издана колода, называемая "История". Карты расписаны вручную и снабжены сопроводительным текстом на английском языке. На картах изображены 53 правителя Англии. Очень красивая колода сохранилась в музее Виктории и Альберта: рисунок на рубашке изображает фигуру Истории перед Колизеем и снабжён надписью на латыни - Testis Temporum (свидетель времён). Каждая из четырёх мастей посвящена одной из монархий: монеты соответствуют ассирийцам; кубки - персам; мечи - грекам; жезлы - римлянам.

События библейской истории тоже нашли своё отражение в игральных картах. Церковь не питала расположения к карточным играм, и художники, избравшие темой своих рисунков библейские сюжеты, нашли интересную интерпретацию символики карточных мастей. Например, на немецких картах, называемых "духовной колодой", валет листьев изображён в виде пророка Ионы под зелёным деревом, а туз желудей символизирует блудного сына, который в скитаниях дошёл до такой меры падения, что вынужден был питаться желудями вместе со свиньями.

Карты с изображениями на религиозную тему, по-видимому, предназначались, главным образом, для развлечения людей духовного звания, которым игра в карты была, как правило, запрещена. Известна колода такого рода, изготовленная в Германии в XVI в. На картах изображены монахи и монашенки, кардиналы и более низкий клир. Даму в этих картах заменяет аббатисса (вероятно, под влиянием карт Таро).

Географические игральные карты
В Британском музее хранится колода с английскими графствами, датированная 1590 г. О колоде "География", по которой учили юного Людовика XIV, мы уже говорили. Вероятно, детские впечатления Людовика XIV оказались настолько сильны, что он издал в 1701 г. закон, который предписывал неизменный канон игральных карт для каждой из 9-ти провинций Франции (делая все французские карты отчасти географическими). В 1678 г. нюрнбергское издательство Иоганна Гоффманна выпустило в свет книжечку "Европейско-географическая игра в карты". На 52-х отдельных листах представлены все существующие в Европе королевства и страны со своими наиболее известными городами. Наряду с описаниями стран, городов и наиболее интересных достопримечательностей сообщается о происшедших в этих местах важных событиях. Во франкфуртском музее прикладного искусства хранится колода, представляющая ещё один тип карт: на каждой карте изображён представитель определённой группы населения. Специалисты считают, что основой для этих карт была работа Вайгеля по национальным костюмам.

В широком смысле, любая игра является обучающей, т. к. в процессе игры человек совершает умственную работу. Практически в каждой игре, коммерческой или азартной, есть основы многих наук: теории вероятностей, математической логики, не говоря уже об арифметике и элементарной логике, без знания которых нельзя выиграть ни в бридж, ни в покер, ни в орлянку. Кроме того, игра исподволь обучает таким вещам, как основы права и этики, помогает развивать память, внимательность, сообразительность. Однако в пору запрета карточной игры мысли о том, что преферанс нужно ввести в качестве обязательной дисциплины хотя бы в технических ВУЗах, звучали как шутка. С исчезновением запрета на карточные игры педагоги стали пытаться применять игру в качестве дополнительного средства развития детей. В 1992 г. в Новой гуманитарной школе в Москве введён предмет "бридж". Занятия с детьми начал вести известный московский мастер и главный редактор журнала "Бридж в России" А. Сухоруков, по мнению которого очень важно максимальное внимание в процессе обучения уделять спортивному соперничеству. В Донском лицее №1333 предмет бридж ведётся преподавателем В. Лебедевым как факультатив. Интересна предыстория появления этого факультатива: администрация лицея устала бороться с учащимися, постоянно игравшими на переменах в азартные игры. Опыт этих учебных заведений далеко не единичен: в 1990 г. существовала секция бриджа в московской средней школе №438, преподают бридж в Минске, Смоленской области, Эстонии. Одними из первых были преподаватели из г. Ужгорода, которые ввели факультатив бриджа около 1987 года. Если говорить о подобной практике в других странах Европы, то достаточно сказать, что в Амстердаме ежегодно проходит семинар школьных учителей бриджа.

Источник: http://GasinoGames

Категория: Статьи | Добавил: Jevgenij83 (17.03.2008)
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: